Ардаширова Зульфия Рауфовна, инструктор по физической культуре

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

 

 

(рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

 

«МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии стекстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, вподпрыгивании на 2 ногах.

Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты.Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукойо землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себедетей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе.Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так,как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитательговорит: «Догоню!». Дети убегают.

Правила:

  1. Убегать можно только после слов: «Догоню!»

Варианты: Воспитатель имитирует отбивание движение мяча,показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разныхнаправлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будутвместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих

 

«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ» (I младшая группа)

 

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу.Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Описание: Границы площадки отмечаются флажками. На одном концеплощадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место дляавтомобиля – гараж. Автомобиль – воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» -говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв рукив стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда.Автомобиль возвращается в гараж.

Правила:

  1. Нельзя убегать за границы площадки
  2. Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.
  3. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.

Варианты: Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль илифлажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных наземле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.

 

 «УГАДАЙ,КТО КРИЧИТ»  (I младшая группа)

 

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстояниинескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, итот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будетизображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т.д. Воспитательпредлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Правила:

  1. Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Художественное слово:

Вот какой красивый дом.

Кто же в домике живет?

Тук-тук, кто же в домике живет?

Варианты:Включить запись голосов животных.

НАЙДИ ФЛАЖОК» (I младшая группа)

 

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открыватьглаза до сигнала «пора»).

Описание: Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают иповорачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. «Пора!»- говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки.Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Детиидут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первыйнашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья и игра начинаетсяснова.

Правила:

  1. Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!».

Варианты: Вместо словесного указания использовать колокольчик. Ктопервый найдет флажок, тот его и прячет. Летом прячут флажок в кустах, задеревьями.

«БЕГИТЕ КО МНЕ» (I младшая группа)

 

Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе ибеге в прямом направлении.

Описание: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты.Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Детибегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит надругую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегитедомой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.

Правила:

  1. Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»
  2. Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»

Варианты: Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находитьсвое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».

«ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ» (I младшая группа)

 

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами.Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места.Способствовать развитию речи.

Описание: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждыйстановится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все детисобираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становитсяв середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения подтекст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук,подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

Правила:

  1. Дети убегают только после слов « И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналуперепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» (I младшая группа)

 

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналувоспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом».Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!».Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говоритвоспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитательприговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитательговорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

Правила:

  1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
  2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».

Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместодомика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могутсобирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.

«ПОЕЗД» (I младшая группа)

 

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковомусигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге другза другом.

Описание: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый –паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигатьсявперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходяна бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говоритвоспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитательвновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Правила:

  1. Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя.

Варианты:Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют

«ДОГОНИТЕ МЕНЯ!»   (I младшая группа)

 

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналувоспитателя, двигаться в коллективе, не толкаясь. Упражнять детей в беге впрямом направлении.

Описание: Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. «Догонитеменя!» - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки.Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель говорит«догоните меня!», и бежит в противоположную сторону. Дети снова его догоняют.После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру.

Правила:

Бежать за воспитателем только после сигнала «Догоните меня!».

Варианты: Внести мягкую игрушку и догонять ее. Убегать от игрушки.

 

«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК» (I младшаягруппа)

 

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеихногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкамперебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом,чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову«Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит всторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей. 

Правила:

Проигравшим считается тот, ктовступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы,перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

«ГДЕ ЗВЕНИТ» (I младшаягруппа)

 

Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Описание: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих поназначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналувоспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночеки предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открываяглаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажетправильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, ктопозвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он сновазакрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила: Водящий открывает глаза только после слова воспитателя«Пора!»

Варианты: Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку илидругой музыкальный инструмент.

 

«ПТИЧКИ В ГНЁЗДЫШКАХ» (I младшая группа)

Задачи: 

·         учить детей ходить и бегать врассыпную,

·         не наталкиваясь друг на друга;

·         приучать их быстро действовать по сигналувоспитателя,

·         помогать друг другу.

Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») поколичеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». Посигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - иразбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то водном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяякончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» -говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч.Игра повторяется.

Правила:не толкаться, помогать друг другу вставать в обруч, использовать всюплощадь, выделенную для игры.

Варианты:разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал:«Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей.

«ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ» (I младшая группа) (

(игровое упражнение)

 

Задача: учить детей подлезать под шнур, не задевая его; упражнять вползании по ограниченной площади; развивать навыки лазанья, воспитыватьсмелость и ловкость.

Описание: сначала педагог предлагает одному ребенку показать, какнужно подлезать под шнур, и при этом объясняет: «Лена подходит к шнуру,становится на четвереньки (с опорой на ладони и колени) и выполняет ползание,как «жучок», голову наклоняет так, чтобы не задеть шнур. Доползла допогремушки, встала, взяла погремушку и погремела ею». После показа и объяснениявоспитатель предлагает детям занять исходное положение и по сигналу приступитьк выполнению задания. Упражнение повторяется 3 раза.

Правила: не толкаться, выполнять задание по сигналу воспитателя

Варианты:подлезание под дугу.

«ЗАИНЬКА» (I младшая группа)

 

Задачи: учить детей подпрыгивать на двухногах, мягко приземляясь, внимательно слушать сигналы, выполнять движения всоответствии с текстом.

игра с пением, слова имузыка народные

Описание:дети вместе с воспитателемстановятся в круг. Воспитатель поет песенку и показывает детям движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, этак топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

Дети топают ножкой, руки на поясе.

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, этак бей в ладоши! (2 раза)

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, этак повернись! (2 раза)

Дети поворачиваются 1-2 раза. Руки напоясе.

Заинька, попляши

Серенький, попляши,

Вот так, этак попляши! (2 раза)

Дети подпрыгивают на двух ногах кто какможет.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, этак поклонись! (2 раза)

Дети наклоняются, разводя руки в стороны.

 

Правила: количество куплетов песенки можно сокращать,особенно на первых порах. Вначале можно взять только первый, второй, четвертыйкуплеты. При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малышибудут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, которыйстановится в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На рользаиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться,выполняя движения. При следующем водящем можно добавить еще один куплет: Песнювоспитатель должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движениймаленьких детей

Заинька, выбирай,

Серенький, выбирай,

Вот так, этак выбирай! (2 раза)

Ребенок выбирает другогозаиньку, и игра повторяется.

«ПРОКАТИ МЯЧ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задача:учить детей катать мяч двумя руками друг другу.

Описание: дети подходят к стульям (скамейке, накоторых заранее разложены мячи большого диаметра, берут их и становятся наисходную линию, обозначенную шнуром. По команде воспитателя: «Покатили! »,оттолкнув мяч двумя руками, прокатывают его в прямом направлении и догоняют. Наисходную линию малыши возвращаются шагом. Упражнение повторяется.

Правила: выполнять задание по командевоспитателя«Покатили! »

Варианты:катание мяча под дугу одной рукой.

«КТО ТИШЕ?» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

 

Задача: учить детей ходить подгруппой (всей группой) на носочках.

Описание: Ребенок идет вместе с вами с одногоконца комнаты (площадки) на другой. Вы предлагаете ему пройти тихо-тихо, наносочках, так, чтобы не было слышно. «Осторожно идем по мостику, чтобы неоступиться и не намочить ног». Указания к проведению.

Правила: воспитатель следит за правильной осанкой ребенка и за тем,чтобы он не утомился.

Варианты:ходьба по кругу на носочках.

«ПО ТРОПИНКЕ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

 

Задача: учить ходить друг за другом, ненаталкиваясь

Описание: На полу лежат параллельно друг другудве доски (ширина 20 см) на расстоянии 1-1, 5 м. Дети двумя колоннами выполняютходьбу по доскам-«тропинкам», свободно балансируя руками.

Правила: воспитательнапоминает им, что спину и голову нужно держать прямо

«ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

 

Задача: учить ходить по прямой дорожке с перешагиванием черезпредметы.

Описание: на пол посередине комнаты кладут 2-3палки на расстоянии 1 м одна от другой. Малыш становится в 2-3 шагах от палоклицом к ним. На противоположной стороне комнаты стоит стул, на котором лежитфлажок или погремушка. По указанию ребенок идет, перешагивая через палки, кстулу, поднимает флажок и машет им, затем кладет флажок на стул и возвращаетсяобратно.

Правила: необходимо дойти до стула, поднять флажок (погремушку) ипомахать.

Варианты:увеличить количество палок до 5. Можно использовать для перешагиванияобручи. 


«ПТИЧКИ ЛЕТАЮТ» (I младшая группа)


Задача: учить детей спрыгивать с невысоких предметов,бегать врассыпную, действовать по сигналу воспитателя, приучить детей помогатьдруг другу.
Описание: на сигнал «Птички летают!» дети бегают по площадке,изображая птиц. На сигнал «Кот!» «птички» «улетают» в свои домики.

Правила:внимательно слушать и действовать по сигналу воспитателя

«ДОГОНИ МЯЧ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

 

Задача: учить бегать в разных направлениях.

Описание: предложите ребенку побегать за мячом, поиграть с ним. Бросайтемяч в разных направлениях, а ребенок пусть бежит за мячом, ловит его и приноситвам. Мяч следует бросать в разных направлениях.

ПРОПОЛЗТИ ВВОРОТЦА» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

 

Задачи: совершенствовать у малыша навыки ползания, побуждать его кэтому движению, учить проползать под дугой, не задевая; упражнять в ползании поограниченной площади.

Описание: Малыш сидит на стульчике. Впереди на расстоянии 2,5 м стоитдуга - воротики. Дальше, на расстоянии еще 2 м, находится стойка с сеткой, устойки на полу лежит мяч. Предложите ребенку на четвереньках доползти до дуги,подлезть под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками иопустить его в сетку.

Варианты: пройти под препятствием, пригнувшись, но, не дотронувшисьруками до земли ("Пройти под дугой").

«ЦЕЛЬСЯ ТОЧНЕЕ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

 

Задачи:  учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-заголовы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развиватьглазомер, ловкость, координацию движений.

Описание: ребенок держит в руке маленький мяч или мешочек с песком.Поставьте ящик или большую корзину (расстояние от цели до детей не более 1,5-2м). Предложите ребенку бросать мяч, который находится у него в руках, в ящик(корзина, сетка).

«ОГУРЕЧИК,ОГУРЕЧИК … » (I младшая группа)

 

Задачи: учить прыгать на двух ногах с продвижением вперёд;воспитывать умение играть в подвижную игру с простым содержанием и несложнымидвижениями.

Описание: На одной стороне зала – воспитатель - ловишка, на другойстороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитательговорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Дети бегут за условную черту, апедагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы детисмогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

«ПОПАДИ В ВОРОТЦА» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

 

Задачи: учить ребенка прокатывать мячи (шары, обручи) в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании.

Описание: Малыш сидит на стульчике, по Вашей просьбе встает и подходит к обозначенному воспитателем месту, впереди которого на расстоянии 2-3 шагов стоят воротца - дуги. Ребенок наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3-4 мяча, ребенок идет и собирает их.

Варианты: сбивание кеглей.

«ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ» (I младшая группа)

 

Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.

Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».

Правила:

  1. Движения должны соответствовать тексту.
  2. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».
  3. Убегать домой только после слов «там мы живем».

Варианты: Пройти по скамейкам,

14 ноября 2020 в 13:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.