Ардаширова Зульфия Рауфовна, инструктор по физической культуре
«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОУ»Консультация «Развитие речи на занятиях физической культуры в ДОУ». Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, на мой взгляд, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи. Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры: 1. Речь инструктора (воспитателя) Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов: например: звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др. 2. Пальчиковые игры Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка. Примеры пальчиковых игр: «Муха» На паркете восемь мух Польку танцевали, (дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками) Увидали паука – в обморок упали! (роняют руки на колени ладошками вверх). «Лепёшки» Тошки-тошки-тошки! Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая) Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки) И парное молоко, Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами, сжимают и разжимают кулачки) Тошки-тошки-тошки! Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд). 3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы. Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста. Примеры считалок: Раз, два, три, четыре, пять -вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, он украл там рукавицу. Привезли его в буфет, он украл там сто конфет. Привезли его домой, оказался он живой. *** Шёл утёнок по дорожке, Видит он – лежат сапожки. Стал сапожки он носить, Выходи, тебе водить. *** Ёжик нёс на именины Полтора куля рябины И корзиночку опят. А тебе водить опять! Примеры зазывалок: Таю, таю, налетаю Вас в игру всех приглашаю! А в какую, не скажу! Зазывалку расскажу. Кто опоздает, в небо улетает. Тай, тай, налетай Порезвись и поиграй! Всех в игру мы принимаем Никого не обижаем. Приглашаю детвору На веселую игру! А кого не примем- За уши поднимем! Речёвка-небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей. Девиз- короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников. 4. Объяснение правила игры У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а затем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка. 5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры. Игры с мячом. Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например: Игра «Брось-добавь!» Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова. Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др. Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук». Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Игра «Скачет мячик» Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой? Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал. Игра «Мяч в обруч». Цель: тренировать умение попадать в вертикальную цель с проговариванием ритмического рисунка. Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа). Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный звук, синего-согласный. Игра «Брось-назови!» Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия. Пояснение: Фрукты: апельсин, киви, манго…. Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь…. Города: Таллин, Москва, Рига… Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др. Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме. На скакалке я скакала и ни капли не устала, Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать! Подвижные коллективные и интерактивные игры. Подвижная игра «Ковбой» Цель: развивать двигательную и речевую активность детей. Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала. Дети-«лошадки» дразнят ковбоя: Ковбой, ковбой! Не спи под горой! Ты нас накорми, ты нас напои! С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй! Подвижная игра «Вышли зайцы погулять» Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей. Ход игры: выбирается водящий-волк, остальные зайцы встают вокруг волка, проговаривают текст, сопровождая его движениями: Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать. Вдруг за лесом, на пригорке увидали зайцы волка. Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал: «Ну, я наспался и теперь….проголодался!» (зайцы убегают от волка.) Русская народная игра «Заря». Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей, воспитывать интерес к народному творчеству. Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих-заря-ходит за кругом с лентой и все говорят слова: Заря-зареница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые-за водой пошла! С последними словами водящий незаметно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится зарёй. Игры с цветом (для детей первой и второй младшей группы). Игра средней подвижности «В бассейн ныряй, цвет называй!» Цель: тренировать умение энергично отталкиваться двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн; формировать умение четко и правильно называть цвета. Ход игры: дети по очереди прыгают в сухой бассейн, выбирают два шарика разного цвета и называют их. Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными. 14 ноября 2020 в 17:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.